Давно уже мне не дает покоя мысль))) Про змею - ту самую, что Гарри нечаянно выпустил из террариума в зоопарке - еще до Хогвартса.
Вот этот вот момент.Змея вдруг открыла свои похожие на бусинки глаза. Медленно, очень медленно, она подняла голову, пока её глаза не оказались напротив глаз Гарри.
Она подмигнула.
Гарри уставился на неё. Затем он быстро огляделся по сторонам, чтобы проверить, смотрит ли кто-нибудь сюда или нет. Никто не смотрел. Он снова взглянул на змею и тоже подмигнул.
Змея мотнула головой в сторону дяди Вернона и Дадли и потом подняла глаза к потолку. Взгляд её очень красноречиво говорил Гарри «И так всё время».
— Я знаю, — прошептал Гарри через стекло, хотя не был уверен, что змея его услышит. — Это, наверное, жутко раздражает.
Змея энергично закивала.
— А откуда вы? — спросил Гарри.
Змея ткнула хвостом в маленькую табличку рядом со стеклом. Гарри присмотрелся:
«Боа-констриктор, Бразилия»
— Там было здорово?
Боа-констриктор снова ткнул хвостом в табличку, и Гарри прочёл:
«Этот экземпляр был выведен в зоопарке»
— А, понятно… так вы никогда не были в Бразилии?
Едва змея покачала головой, как вдруг позади Гарри раздался оглушительный крик, от которого они оба подпрыгнули.
— ДАДЛИ! МИСТЕР ДУРСЛИ! ПОСМОТРИТЕ НА ЭТУ ЗМЕЮ! ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ, ЧТО ОНА ДЕЛАЕТ!
Дадли раскачивающейся походкой направлялся к ним со всей быстротой, на какую был способен.
— Эй ты, прочь с дороги! — сказал он, ударив Гарри в рёбра. От неожиданности Гарри с размаху упал на бетонный пол. Дальше события развивались с такой быстротой, что никто не увидел, как это произошло — Только что Пирс и Дадли стояли, уткнувшись носами в стекло, а в следующую секунду с воплями ужаса шарахнулись назад.
Гарри сел прямо и ахнул: стекло вольера боа-констриктора исчезло. Огромная змея, стремительно развёртывая кольца, выползала на пол. Люди по всему террариуму завопили и побежали к выходу.
Гарри мог поклясться, что услышал, как змея, быстро проползая мимо него, сказала низким шипящим голосом:
— Бразилия, жди меня… С-с-спас-с-сибо, амиго.
Смотритель террариума был в шоке.
— Но стекло, — не прекращал повторять он, — куда подевалось стекло?
Директор зоопарка, рассыпаясь в извинениях, лично приготовил для тёти Петунии чашку крепкого сладкого чая. Пирс и Дадли были способны только на невнятное, нечленораздельное бормотание. Исходя из того, что видел Гарри, змея не сделала ничего, кроме как играючи стукнула их хвостом по пяткам, когда проползала мимо, однако к тому времени, когда все они вернулись в машину дяди Вернона, Дадли уже рассказывал, как она чуть было не откусила ему ногу, а Пирс клялся, что она пыталась его задушить. Но хуже всего, по крайней мере, для Гарри, было то, что Пирс успокоился настолько, что смог сказать:
— А Гарри разговаривал с ней, правда, Гарри?
Не самый лучший, кмк, вариант перевода, но...
Весьма интересное поведение - в ответ на слова Гарри удав подмигивает, кивает или качает головой, показывает на вывеску хвостом, что, мягко говоря, не слишком характерно для рептилии. И - из всех змей в Поттериане одна эта выражает свои эмоции настолько по-человечески. Простой удав обыкновенный с легкостью, даже еще не заговорив, успевает передать необычайно сложную для змеи гамму чувств - смесь легкого раздражения, скуки, грусти и досады.
Однако не это главное, что тут меня тревожит. Сказка сказкой, но змеи не моргают. И тем более - не подмигивают. Они вообще никогда не закрывают глаза - даже спят с открытыми. У змей нет подвижных век, и им нечем глаза закрыть. Им по сути и незачем, так как их глаза на самом деле всегда закрыты прозрачными сросшимися веками и постоянно защищены от любых внешний воздействий. Таким вот образом... Короче, нет таких змей.
Зато во вселенной ГП существует анимагия. И есть в книгах такой персонаж, который частенько подмигивает к месту и не к месту, любит интересно пошутить и... для пущей конкретности - лимонные дольки тоже (любит - в смысле))) И... In a 2007 interview, J.K. Rowling also addressed the "Dumbledore discrepancy" specifically: Q: How does Dumbledore understand Parseltongue? J.K. Rowling: Dumbledore understood Mermish, Gobbledegook and Parseltongue. The man was brilliant. Ну, как-то так.
Открытым, правда, остается вопрос: будет ли анимаг-змей владеть змеиным языком в своей человеческой форме? Или только в змеиной? А если и в той, и в другой, то что из этого следует?
А еще есть такая штука - Вуду))) И в религии Вуду есть некий Дамбала (Дамбалла) - старейший лоа Великий змей, начало и конец всех вещей, бог неба. Считается творцом всего живого.
Веве Дамбалы представляет собой две змеи, что заметно выделяется на фоне других эмблем.
В религии Вуду Дамбала представляется как доброй, так и злой Силой (в зависимости от самого призывающего), т.е. существует и обратная, скрытая от посторонних глаз, сторона Вуду - то, что принято называть черной магией. А эмблема выглядит так, словно две змей ползут с двух противоположных сторон - каждая под своим флагом - к одной цели. Типа как... антиподы - зеркальные отражения друг друга)))
Символами Дамбалы на алтаре являются белая ткань, совы, кости, слоновая кость, хлопок и хамелеоны. Как лоа народа Рада, Дамбала ассоциируется с белым цветом, который является его особым цветом. Традиционное жертвоприношение представляет собой яйцо на горке из муки или соли, так как он любит все белое. Белый - на латыни - albus. Так - к слову, вдруг кто-то забыл)))
Дамбала управляет разумом, интеллектом и космическим равновесием. Когда Дамбала является, то не разговаривает а шипит, подобно змее в ритуале Рада. Он имеет много ипостасей, одной из которых является Damballah la Flambeau, где он появляется в виде огня и чистой активной энергии. А у Альбуса - феникс.
И звучит фамилия - выше упомянутого - персонажа весьма похоже на "дверь Дамбалы". Пишется, конечно, иначе, но ведь звучит же)))
Ну и по географии - Вуду - в первую очередь это Гаити, Нью Орлеан и частично Бразилия.
Всегда было интересно, почему костюмы Железного Человека носят гордое имя Марк - с соответствующим порядковым номером, естественно. И вот сегодня полезла что-то искать о любимой песне Child in Time - Deep Purple... Ну... я не меломан. От слова совсем. В отличии, судя по всему, от Тони Старка))) А AC/DC, видимо, не единственная его любимая рок-группа. Короче, зацепился взгляд за "написана в составе «Mark II»". А дальше, оказалось легко выяснить, что всего основных составов Deep Purple было четыре - Mark I, Mark II, Mark III и Mark IV. И каждый из них даже получил вот такое номерное название. Не, понятно дело, что Mark - англ. «Марка» или «Модель», но... К тому же, Mark — распространенное мужское имя, родственное латинскому Mars. Означает - "Of Mars, warlike, warrior" - «посвященный богу Марсу», а также может означать «Бог войны» или «быть воинственным». Происходит от латинского личного имени Marcus, которое было одним из самых распространенных на протяжении всей римской истории. В общем... любопытненько. И - неисповедимы пути ассоциаций, да-с)))
– Поттер, о чем вы так усиленно думаете? Перестаньте, вам это не идет. – Я не думаю, профессор, я прислушиваюсь к шорохам в своей голове. – Да? – озадаченно произнес Снейп и склонил голову к плечу. – Тараканы, сэр. Маршируют по пустому плацу. – Маршируют? Кажется, мне все-таки удалось его выбить из колеи. Стоит, бедолага, решает: звать ли санитаров из Мунго или попробовать самому напоить успокаивающими зельями. – Да, вот сейчас справа налево идут. Дойдут до конца, развернутся и потопают обратно. – Шуршат, говорите? – лицо Снейпа стало каким-то уж очень задумчивым. – У них же сапог нету, – доверительно сообщил я. – Или сапогов? В общем, босиком только шуршать получается. – Сапог, – автоматически поправил Снейп. – Поттер, вы надо мной издеваетесь? Даже обидно, что меня так быстро раскусили. (с)))
Наиболее почитаемым братством ремесленников в древнем мире были Дионисийские Архитекторы. Эта организация состояла исключительно из посвященных в культ Вакха‑Диониса, которые отдали себя науке строительства и искусству украшения. Обладающие, по общему убеждению, секретами и священным знанием архитектоники, его члены облекались доверием – им поручалось проектирование и возведение общественных зданий и монументов. Превосходнейшее качество их работы возносило членов гильдии до высочайшего положения: они рассматривались как мастера‑обустроители земли. Поскольку первые танцы посвящались Дионису, он считался основателем и патроном театра. Дионисийцы специализировались в сооружении зданий, приспособленных для больших драматических представлений. В круглой или полукруглой орхестре они всегда воздвигали алтарь в честь Диониса, и ритуалы мистерий обычно образовывали канву игравшихся комедий или трагедий. О великом греческом поэте Эсхиле рассказывают, что однажды он был вынужден искать убежища в алтаре Диониса, преследуемый толпой взбешенных зрителей, которые заподозрили его в том, что в своей пьесе он раскрыл одну из глубочайших тайн мистерий.
Дионисийские Архитекторы столь тщательно хранили секреты своего ремесла, что только небольшие фрагменты остались от их эзотерического учения. Джон А. Вайс таким образом суммирует скудные сведения относительно этого ордена:
«Они появились не позднее 1000 лет до P. X. и, появившись, пользовались привилегиями и иммунитетом. У них были специальные знаки для распознавания друг друга, и они были связаны узами, известными только им самим. Богатый член ордена был обязан помогать бедному члену. Они были организованы в коммуны, управлявшиеся мастерами или начальниками, такие коммуны назывались γυνοικιαι (связанными или соединенными домами). Ежегодно они давали грандиозный фестиваль, и пользовались они огромным уважением. Их церемонии считались священными. Согласно легенде, Соломон по предложению Хирама, царя Тира, использовал их для возведения храмов и дворцов. Они также принимали участие в возведении храма Дианы Эфесской. У них были средства сообщения со всем известным тогда миром, и от них, без всякого сомнения, произошли гильдии странствующих масонов (строителей‑каменщиков), ставших известными в Средние века» (см. «Обелиск в масонстве»).
Братство Дионисийских Архитекторов распространилось по всему региону Малой Азии и достигло даже Египта и Индии. Они утвердились почти во всех странах Средиземноморья и с возникновением Римской империи проникли в Центральную Европу и даже в Англию.
Наиболее значительные здания и сооружения в Константинополе, Афинах, Родосе и Риме были воздвигнуты этими вдохновенными ремесленниками. Одним из наиболее блестящих их представителей был Витрувий, великий архитектор, известный как автор «Десяти книг об архитектуре». В различных разделах своего труда Витрувий делает намеки на философию, лежащую в основе дионисийской концепции принципов симметрии, выводимых из пропорций, установленных Природой между частями и членами человеческого тела, в применении уже к архитектуре. Весьма показательным в этом отношении является следующий отрывок из Витрувия по поводу симметрии:
«Устройство храма зиждется на принципах симметрии, которые должны тщательно соблюдаться архитектором. Они обусловлены пропорцией в αναλογία [12]. Пропорция есть соответствие между частями и целым. Отсюда получаются принципы симметрии. Без симметрии и пропорций не может быть принципов устройства храма, то есть, если нет точного соотношения между его частями, каковое существует в хорошо сложенном человеке. Потому что человеческое тело так сформировано природой, что лицо от нижних корней волос надо лбом до подбородка занимает десятую часть всего его роста. То же самое для кисти от запястья до кончика среднего пальца, для головы от макушки до подбородка – восьмую часть, для шеи и плеч от верха груди до низших корней волос – шестую часть, от середины груди и до макушки – четвертую. Если рассмотреть размер лица, расстояние от нижней части скулы до ноздрей равно расстоянию от последней точки до линии между бровей. Отсюда до нижних корней волос – треть длины всего лица, включая лоб. Длина стопы – шестая часть высоты тела, длина предплечья – одна четвертая, ширина груди – тоже одна четвертая. Другие члены также имеют свои симметричные пропорции, которые использовались знаменитыми художниками и скульпторами античности».
Сооруженные дионисийскими строителями здания были и в самом деле «проповедями в камне». Даже непосвященные, которые не были способны полностью оценить космические принципы, заложенные в этих произведениях человеческого гения и мастерства, переполнялись чувством величия и симметрии, возникавшим из совершеннейшего соотношения между колоннами, сводами, арками и куполами. Варьируя размеры, материалы, расположение украшений и цвета, строители преследовали цель вызвать в наблюдателе определенную умственную или эмоциональную реакцию. Витрувий, например, описывает расположение бронзовых ваз в комнате, которое приводило к определенному изменению в тоне и звучании человеческого голоса. Подобным же образом каждая комната, через которую проходил посвященный в мистерии, имела свою акустику. Так, в одном зале голос жреца усиливался до такой степени, что казалась вибрирующей вся комната. В другом помещении голос утихал и смягчался так, что звучал, как серебряный колокольчик. В некоторых подземных переходах кандидат как будто лишался голоса, потому что, несмотря на то что он почти кричал, до него доносился едва ли не шепот собственного голоса. Однако пройдя несколько шагов, он обнаруживал, что самый тихий его вздох превращается в рев.
Высшим устремлением Дионисийских Архитекторов считалось строительство сооружений, которые бы создавали впечатления, созвучные тем, которые вкладывались строителем в идею при сооружении здания. Вместе с пифагорейцами они разделяли веру в то, что некоторая комбинация из прямых и кривых линий может создать определенное умственное и эмоциональное состояние. Они поэтому преследовали цель построения зданий столь гармоничных, сколь гармонична сама вселенная. Они, может быть, даже верили, что таким образом сооружённое здание – поскольку при этом оно не будет противоречить природе – не будет подвержено разрушительному влиянию времени.
Иллюстрация Ч. Чезарино к «Трудам» Витрувия
МИСТЕРИЯ МИКРОКОСМА
Здесь изображено таинственное слово Платона, которое было распято в пространстве перед основанием мира. Анонимный автор «Канона» пишет: «Логос, или душа мира, согласно Платону, греческому Гермесу и Христу, согласно христианским гностикам, тождествен еврейскому Адаму Кадмону, который был вторым лицом каббалистической триады. Килленский Гермес, описанный Ипполитом, столь сильно напоминает меньшего человека Чезарино из “Трудов” Витрувия, что они должны рассматриваться как тождественные». После утверждения, что фигура является Дионисом, поскольку в волосах у нее запутались виноградные листья, тот же автор заключает: «Здесь мы имеем ясно и отчетливо любопытный пережиток космического божества Греции, скопированного и искаженного грубым рисовальщиком Средневековья, но переданного верно и в конце концов распознанного». Фигуры, подобные этой, можно найти в «Оккультной философии» Агриппы. Подобно диаграммам Чезарино, однако, предлагаемые ключи к их интерпретации в большинстве случаев неадекватны. Например, Агриппа утверждает, что человек, будучи типом меньшего мира, содержит в себе все числа, меры, движения и элементы. Секретная доктрина масонства, подобно доктрине дионисийских архитекторов, главным образом стремится измерить и дать философскую оценку частям и пропорциям микрокосма, чтобы с помощью знания, полученного во имя высших целей их ремесла, можно было реализовать, то есть осуществить сотворение совершенного человека.
Как логическое следствие подобного философского подхода, такое здание, находящееся в полном согласии и слиянии с космосом, станет также и оракулом. Некоторые ранние работы по магической философии намекают на то, что ковчег Завета имел характер оракула из‑за специально приготовленных в его недрах комнат. По форме и размерам эти помещения были специально приспособлены и настроены на вибрации невидимого мира, подхватывали и усиливали голоса веков, запечатленные вечно существующей субстанцией астрального света.
Неискушенные в этих древних тонкостях профессии, современные архитекторы часто создают архитектурный абсурд, который заставил бы покраснеть от стыда их авторов, обладай они пониманием действительного символического значения собственных произведений. Так среди украшений банков, зданий офисов и магазинов щедро рассыпаны фаллические символы. Христианские церкви увенчиваются куполами, более подходящими для храмов браминов или мусульманских мечетей или же по стилю напоминающими купола синагог или греческих храмов, посвященных Плутону. Эти несоответствия с точки зрения современных строителей могут показаться тривиальными, но искушенному психологу совершенно очевидно, что величие, имевшееся в виду при сооружении здания, исчезает из‑за подобного рода архитектурных несообразностей. Витрувий таким образом определяет принцип соответствия в применении к дионисийцам:
«Соответствие есть совершенство стиля, которое приходит, когда работа совершается согласно одобренным принципам. Они возникают из предписания (греческий термин – Qematismy), из практики или из природы. Потому что предписание, как это имеет место для храма без крыши, говорит, что надо быть открытым небесам в честь Юпитера Громовержца или же Неба, Солнца или Луны. Потому что эти здания похожи на богов, которых мы имеем перед нашими очами, когда небо безоблачно и ярко. Храмы Минервы, Марса, Геркулеса будут дорическими, так как мужественная сила этих богов делает изящество неподходящим для их домов. Для храмов Венеры, Флоры, Прозерпины, Живой Воды и Нимф более подойдет коринфский стиль, поскольку речь идет об утонченных божествах, и поэтому в храмах должно быть много изображений цветов, листьев, украшений. Храмы ионического стиля подойдут для поклонения Юноне, Диане, Вакху и другим богам того же рода, потому что они удачно совмещают суровость дорического и утонченность коринфского стилей».
Описывая общество ионийских ремесленников, Жозеф Да Коста говорит о дионисийских ритуалах, обнаруживающих свое происхождение в астрономии. Согласно этому автору, инициированные этого ордена координировали строительное искусство с астрономическими принципами. В различных документах, имеющих дело с возникновением архитектуры, мы находим намеки на то, что величественные здания, воздвигнутые посвященными мастерами, были основаны на геометрических структурах, заимствованных в звездном небе. Таким образом, храм мог быть спланирован согласно созвездию Пегаса или же созвездию Весов. Дионисийцы разработали особый код, которым они могли сообщаться во тьме, а символы и терминология их гильдии произошли по большей части от элементов архитектуры.
Интересным обстоятельством является то, что, будучи язычниками по своим философским принципам, эти дионисийские ремесленники принимали участие в возведении ранних христианских аббатств и соборов, чьи древние стены до сих пор несут на себе символы этих просвещенных строителей. Строительные инструменты: циркуль, угольник, линейку, деревянный молоток – можно увидеть вырезанными на барельефах над входами церквей Старого Света или искусно изображенными на фресках, иногда они вложены в руки святых и пророков, чьи скульптуры стоят в нишах. Великая тайна заключается в древних порталах собора Нотр‑Дам, которые были разрушены во время Французской революции. В этих порталах было много резных изображений розенкрейцеровских и масонских эмблем, и кроме того, согласно записям алхимиков, изучавших эти барельефы, на них были запечатлены секретные процессы превращения металлов.
Пол в виде шахматной доски в современных масонских ложах является следом дионисийских архитекторов, и хотя современные организации не ограничены больше рабочими гильдиями, они сохраняют прежнюю символику, выросшую из метафизических доктрин античного общества. Исследователь истоков масонского символизма, желающий проследить развитие ордена через века, найдет интересным для себя следующее замечание Чарльза Гекеторна: «Полагая, что масонство представляет дерево, корни которого проникают через много почв, следует полагать и то, что следы масонства должно находить в его плодах; что язык и ритуал масонства должны сохранять многое от различных сект и институтов, через которые прошло масонство перед тем, как оно приняло современный вид. И в масонстве мы встречаем индийские, египетские, еврейские и христианские идеи, термины и символы» (см. «Тайные общества всех времен и народов»).
Римские коллегии искусных архитекторов были, судя по всему, частью большей ионийской организации, а принципы и структура их были практически теми же, что и во всей организации. Есть подозрение, что дионисийцы сильнейшим образом повлияли на раннюю исламскую культуру, потому что часть их символизма нашла путь к мистериям дервишей. Одно время дионисийцы называли себя Сынами Соломона, и одним из самых важных их символов была Печать Соломона – два налегающих друг на друга треугольника. Этот мотив часто повторяется в мусульманских мечетях. Рыцари тамплиеры, которые обвинялись во всем и вся, как говорят, имели контакты с Дионисийскими Архитекторами и принесли их символику и доктрины в средневековую Европу. Но масонство больше всего обязано дионисийскому культу огромным количеством символов и ритуалов, заимствованных из архитектурной науки. От этих древних и просвещенных ремесленников воспринято наследство незавершенного храма цивилизации – громадной невидимой структуры, над которой инициированные строители непрерывно трудились со времени основания их братства. Это могучее сооружение, которое разрушается время от времени и вновь восстанавливается, но фундамент которого остается нетронутым, является истинным Вечным Домом, символом которого был храм у подножия горы Мориа.
Помимо оперативного аспекта этого ордена, Дионисийские Архитекторы имели спекулятивный философский код. Человеческое общество они рассматривали как грубый и необработанный камень, добытый из каменоломни природы. Этот грубый блок является истинным объектом приложения труда искусных каменотесов, которые полируют, ровняют его и превращают в прекрасное произведение искусства. Как мистики освобождают свои души от уз материи, как философы находят величайшую радость в глубинах мысли, так и мастера‑ремесленники получают свободу от круговорота жизни и смерти, научившись стучать своими молотками в унисон с силами космоса. Они почитают божество под личиной великого архитектора и мастера ремесленника, который добывает грубые валуны в полях пространства и обтесывает, творя таким образом вселенные. Дионисийцы утверждали конструктивность высшим выражением души и, настраивая себя в унисон с видимыми конструктивными природными процессами, идущими вокруг них, верили, что бессмертие может быть достигнуто на этом пути. Таким образом они мечтали стать частью творческих сил природы. (C)
Подземный мир в наиболее негативном христианском описании называется адом и ассоциируется с вечным огнем и проклятием. Английское слово hell ("ад") происходит от имени норвежской богини подземного мира Хел (Hel). Кельтского властелина смерти зовут Хелман. Как и в случае с Гадесом, имена божеств подземного царства тут совпадают по звучанию с названием самого царства. Исследовательница Барбара Г. Уокер отмечает, что дохристианский "ад" (hell) у кельтов представлял собой маточный символ – святилище, или священную пещеру перерождения, которая на норвежском языке называлась hellir. Согласно еще более ранним мифологическим представлениям Hel – это котел-матка, наполненный очищающим огнем. Изначально подземный мир был царством Матери, и лишь потом он перешел во владение к Отцу. И по мере того, как в мире все больший вес обретали ценности небесного бога, подземный мир стал восприниматься в негативном свете и внушать страх. (С)
Снова стечение - как бы - обстоятельств. Смотрела видео об Освенциме - о том, как со временем - медленно и почти незаметно - менялась и продолжает меняться подача информации о произошедшем. Не в лучшую сторону. Стираются причинно-следственные связи. Остается факт события - безусловно, кошмарного, но без контекста, тенденций и перспектив. Из путеводителей для посетителей, превращенных в музеи, концлагерей пропадают рубрики "Неонацизм", "Мы не забудем!" и еще кое-что - по мелочи... И в перерывах читала - фик - о встрече Капитана Америки с Гидра-Кэпом - двух Стивов Роджерсов из разных параллельных миров))) И... Гидра-Кэп был крут и прекрасен - доволен жизнью и собой. Потому что, понятно дело, в мире победившей Гидры в кратчайшие сроки был наведен порядок через боль его твердой рукой - ни войн, ни голода, все счастливы, а кто не очень, тот долго не страдает, ну... ибо. А Капитан Америка - соответственно - был затурканным лузером и подкаблучником ЩИТа. И мир у него, конечно же, весь такой неустроенный - перманентные военные конфликты - крупные и поменьше, эпидемии, терроризм и... как текло дерьмо по улицам, так и течет. Прямо, как у нас))) В общем и короче. Тот еще когнитивный диссонанс. Судя по всему, не достаточно сильна во мне склонность к раздельному мышлению...))) Но реально - на самом деле - это пиздец как стремно! Особенно, учитывая, что текст не переводный. Походу, как раз в переводных текстах я подобного почти не встречала. Что, к слову и не к слову, внушает некоторые надежды. Однако. Стремно от этого не менее пиздецки. Если не более. Но что самое... скажем так, интересное: пока я читала, то самое видео (даже не в соседней вкладке, а через несколько) - поставленное на паузу! - каким-то образом включалось самопроизвольно каждые 5-10 минут. Как говорящее зеркало у Стругацких в Понедельнике))) Н-да. Как-то так... А в итоге, когда закончила читать то... видимо, для сохранения баланса мне попалось вот это.