Мы все знаем историю о Минотавре.
Прекрасная дева Ариадна ("святая", "чистая" - почти как Персефона), герой-афинянин Тезей и убиенный монстр - Минотавр - по совместительству единоутробный брат Ариадны.
Однако в этой истории отсутствует ожидаемый финал. Да, Тезей и Ариадна успешно сбегают после убийства Минотавра, но в Афины Тезей возвращается один. А Ариадну - вероломно брошенную и полностью отчаявшуюся - находит Дионис. (Либо убивает Артемида, что по сути отличается лишь в том, что Дионис-Загрей - "ловец живой дичи"))) Утешает (именно в том самом смысле), берет в жены и возносит на Олимп.
Однако у Минотавра было еще и другое имя - Астерий (Звездный) - детское имя Диониса - имя, которое во время мистерий выкрикивали, желая вызвать Диониса как мальчика - дитя. А бык был тем обличьем Диониса, в котором он принял смерть - был расчленен и поглощен титанами.
В этой истории есть еще один участник - Дедал. Еще один афинянин - ученик самой Афины, изгнанный из Афин за преступление, продиктованное гордыней и самолюбием. Только благодаря промыслу Афины не ставший убийцей своего потенциального соперника. Человек, сделавший возможным зачатие Минотавра, построивший лабиринт, давший Ариадне пресловутый клубок - ту самую Нить Ариадны.
Символ лабиринта в общепринятой трактовке - это Путь Героя, путь в Бездну за Сокровищем и обратно на Свет. Т.е. метафорически это погружение в свое бессознательное для того, чтобы интегрировать, вывести на свет сознания подавленные части своей самости, освободить энергию, которая тратилась на подавление, сокрытие чего бы то ни было.
Город Афины питал Минотавра своей плотью и кровью...
Минотавру платили дань афинскими юношами и девушками, которые бесследно исчезали в лабиринте, так же, как силы человека исчезают, пожираемые неосознанными, спрятанными от людей желаниями.
Но в легенде о лабиринте распознается и изображение анального рождения (жесткий намек на мужскую беременность))), в котором Нить Ариадны - пуповина наоборот, так или иначе все равно играющая роль связи - внутреннего и внешнего, как минимум.
А в Дионисе Ариадна вновь находит утраченную связь с родом (царь Минос был сыном Европы и Зевса, т.е. дедом Ариадны по материнской линии был бык-снова бык!-Зевс), который покинула, ведомая любовью к человеку предавшему ее; находит своего брата - чудовища убитого руками Героя... почти как небезызвестная Медуза)))
В данной истории нет самой Афины. Но она есть в истории Дедала, которая переплетается с этой, как переплетаются нити одного гобелена. А Дедал - кроме прочего - тот человек, что вложил в руки Ариадны то, что являет собой саму суть Диониса - связь между. Суть же самой Афины - сложные многоходовые планы, стратегия и тактика - тут пропитывает все. И это все - то, что может дать вечная девственница-Афина своему единокровному и - почти - единоутробному брату.
Ибо суть истинной любви Диониса - сострадание.
Кому как не ей, так долго оберегавшей его сердце, это знать...
То и те, что окружает Диониса - бесконечный дикий танец жизни и смерти, концентрированная выжимка бытия во всех его формах, хоровод масок Эроса и Танатоса. Но это экстатичное слияние звериного и божественного так и остается безличными или надличными, пока в нем нет сострадания и сопереживания к кому-то - одному - конкретному.
Дионис абсолютно бесчеловечен, даже не аморален, а внеморален.
Союз же с Ариадной делает его цельным и завершенным. Дополняет отсутствующим звеном между звериным и божественным - человечностью. Через ее страдание - при посредстве сострадания к ней - он знакомится с уязвимостью и силой людей, с вечной болью души заключенной в несовершенную смертную плоть. В сущности, в ней, как в зеркале, он видит себя - когда-то обманутого, гонимого и растерзанного, прошедшего через ад - и буквально, и фигурально, но возродившегося.
Типа как... она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним. Только наоборот)))
По ходу, принцип Диониса, конечно, не "порядок через боль". Не из-за боли, правда, а поскольку с порядком у него, мягко говоря, не очень. Однако катарсис, очищение и просветление через страсть и страдание, через безумие и даже через смерть - вполне его. И любовь через сострадание. Любовь, которая превращает простого смертного в бога, а совершенно бесчеловечного бога наделяет человечностью.
Так к чему я это все... А к тому, что в архетипическом контексте...
Глубоко выстраданный пост - еще много букв Короче, Стив и Баки, чего уж греха таить)))
В общем, есть фики (и некоторые из них мне очень даже нравятся), в которых Стив и Баки знакомятся только после того, как Стив стал Капитаном Америка.
Так вот.
У каждого есть свое "не верю", и вот оно - мое личное.
ИМХО и еще много раз ИМХО (и речь о МСЮ и только о МСЮ!), но Стив бы никогда не стал Капитаном Америка без Баки.
Как Афина бы не стала Палладой (*от слова "биение" (паллейн); изображение в образе Паллады - изображение в вооружении) без сердца Диониса.
Хотя бы потому что:
Даже если бы он дожил до начала Второй Мировой, вряд ли бы так рвался на фронт.
Даже если бы и попытался попасть на фронт, вряд ли бы смог.
Даже если бы и успел как-то обмануть систему, вряд ли бы попал к Эрскину.
Даже если бы и попал, вряд ли бы ринулся спасать 107-ой, и соответственно вряд ли Воющие Коммандос стали бы его командой...
На мой взгляд, и первого *даже если бы* вполне хватает, но пусть будут и остальные)))
Как бы то ни было, без Баки Барнся история Стива Роджерса была бы совсем другой историей. Поскольку совершенно другим бы было то самое сокровенное внутри, что заставляло бы его... "тикать")))
Опять же ИМХО, если бы у Стива не было Баки, то - возможно - существует лишь один шанс, что он бы стал Кэпом. Но не Америка, а Гидра-Кэпом. Может и не обязательно строго по сценарию измененной реальности Секретной Империи, но где-то приблизительно рядом))) Однако и этот шанс крайне мал. Для него нужно не просто АУ без Баки, но и еще немалая куча прочих АУ-мелочей гарантирующих, что необходимый минимум поддержки и сострадания Стиву могла бы дать лишь Гидра. Вот только любви в Гидре он бы не нашел - в этом-то и вся соль.
Однако... есть еще один вопрос, над которым мне было откровенно нелегко думать: кем бы стал Баки без Стива?
Уже потому, что всем известно, кем его сделали, когда Стива не было рядом. И я сейчас не только про Золу с Гидрой.
Я уже однажды очень близко к этому подошла, но не хватило духу додумать до конца. Ибо жутковато.
Что собственно мы знаем из МСЮ о Баки Барнсе?
Красавчик, обаяшка, друг Стива - единственный и лучший - помогал, поддерживал... Till' the end of the line. Все? Да вроде.
Т.е. в целом понятно, кем он был для Стива, но не очень ясно, кем Стив был для него.
Если честно, тут мне очень навязчиво вспоминается Стайлз Стилински. С его дырой в душе размером с Ногицунэ. Тот самый Стайлз, который жутко страдал, когда впервые лично своими руками убил - пусть то и была почти случайность и вполне самозащита. Но страдал он не потому, что думал сам, что убивать - плохо, вовсе нет! А лишь потому, что его лучший друг - любимый-единственный бро был абсолютно убежден, что убивать - нельзя!))) Стив, конечно, в жизни не был таким отъявленным гуманистом лицемером и ханжой, однако тем не менее.
Стив бы не стал Кэпом без Баки, но Баки без Стива... и без сыворотки, Золы и Гидры стал снайпером - полностью осознанно и добровольно.
А между снайпером и хладнокровным серийным убийцей дистанция ничтожного размера.
И все снайперы были добровольцами, метких стрелков никогда не зачисляли в снайперы в приказном порядке.
Не говоря уже о том, что пехотный снайпер - т.е. снайпер, как неотъемлемая часть пехотного отделения, каким фактически стал Баки в составе Ревущих Коммандос, вообще, как явление, впервые появился только в 60-е годы в СССР, и лишь в 1990-е годы такая должность была введена в войсках США. В настоящее время все боевые группы специального назначения имеют в своем составе снайперов, но во времена Второй Мировой существовали обособленные снайперские подразделения, и снайперы работали либо в одиночку, либо в паре с автоматчиком, главной функцией которого была охрана снайпера. Это видимо считалось оптимальным решением в силу специфики, как самой профессии, так и необходимого для нее склада характера.
Ибо в снайперском отделении никогда не было людей из тех, что являются «душой компании».
Кстати, о последнем. В ПМ, пока Стив "вербовал" будущих Воющих Коммандос, Баки сидел у бара один, да и потом как-то не сильно спешил присоединиться к развеселой компании за столом. Обозвал их за глаза идиотами - вроде как в шутку, но тут же вполне серьезно и четко обозначил собственные приоритеты, и среди них Капитана Америки не было. Зато был Стив и интересная дамочка в красном. Причем именно в таком порядке, да)))
В целом, все соблюдено. Возможно, Баки Барнс и был не прочь иногда поразвлечься - отжечь на танцполе, замутить с интересной леди, а то и с двумя, но не на постоянной основе - остепениться он видимо не спешил и компанейским парнем явно не был. Хотя, наверняка, умел им быть. Однако обществу прочих явно предпочитал общение со Стивом, которое вовсе не предполагало бурного веселья и скрой женитьбы. Его контакты с прекрасным полом... ну, что ж... судя по всему, при всей его способности быть милашкой-очаровашкой, его сострадание вместе с любовью мог получить лишь кто-то один. Так что дамы были и остались в пролете - вместе со всем прочим человечеством.
Ибо Дионис абсолютно бесчеловечен, даже не аморален, а внеморален - до тех пор, пока не... да и потом, вообще-то, тоже.
Итак - психо...социо(?)патия...)))
...одно является синонимом другого, или входит в его состав, или частично пересекается - сходится/расходится... что-то там врожденное, что-то обретенное... местами будто бы лечится, хоть и с трудом, а местами вроде и лечить нечего... терминология меняется - расширяется/уточняется... и т.д.
Короче.
Проблемы с Супер-Эго. Точнее - их отсутствие - по причине его отсутствия)))
Социальные нормы, мораль и этика идут мимо. Не потому, что такие индивидуумы не видят разницы между добром и злом, а потому что им пофиг. Если им что-то неведомо, так это стыд, чувство вины и раскаяние. Им так же присуще несуществующее или ослабленное чувство брезгливости, т.е. они в состоянии спокойно смотреть на вещи, которые заставят другого человека отвернуться. Их ложь крайне трудно определить, ибо принципы определения лжи, как правило, основаны на выявлении эмоционального и когнитивного напряжения, которого они - как правило - не испытывают. Их называют людьми-хищниками. Как и некоторые хищники, они не очень восприимчивы к отрицательной стимуляции. У них иное отношение к собственной и чужой безопасности - иные реакции на опасность, угрозу наказания и боль. Зато, согласно исследованиям, они реагируют на положительные стимулы в четыре раза сильнее, чем нормальные люди, что возможно определяет их импульсивное, рискованное поведение, «потому что эти индивиды испытывают такую тягу к вознаграждению, прянику, что забывают о кнуте». Таким образом незаурядное хладнокровие и расчетливость в них порой сочетаются с импульсивностью и недальновидностью. Они вроде как характеризуются отсутствием эмпатии - способности к сопереживанию и состраданию, но вполне успешно влезают в чужую шкуру, читают и прогнозируют эмоции окружающих, что помогает им обманывать и манипулировать ими. Они очень хорошо чувствуют, как в тот или иной момент к ним относятся другие, но не всегда дают себе труд как-то на это реагировать и часто охотно меняют нажитый с трудом социальный капитал на удовольствие совершить что-нибудь опрометчивое. Концепция морали, если определить ее как эмоциональное понимание добра и зла, абсолютно чужда им. Они никогда не задумываются о праведности или греховности своих действий, как не задумывается акула, пожирая своих жертв. Не ими, конечно, была создана пищевая цепочка, и они не просили оставлять им место на самом ее верху - оно досталось им само, но...
Но.
Многие из них ищут нравственный компас вне себя, раз уж не находят его внутри. И большую часть времени ведут себя вполне прилично, принимая руководство какого-нибудь внешнего авторитета, например, религии, закона или какой-нибудь более сильной личности, рассматриваемой как идеал (речь идет здесь не о тех, кто пользуется религией или законом для направления совести, а о тех, кто пользуется такими доктринами вместо совести). Эти люди руководствуются не обычными соображениями приличия и человечности, а всего лишь соблюдают некий список правил. И поскольку не воспринимают мораль эмоционально, в принципе, можно утверждать, что они более свободны, более рациональны и более терпимы. Так как не испытывают отрицательных чувств, дискомфорта и отвращения при столкновении с безнравственными - выходящими за рамки правил - поступками. За отсутствием эмоционального компаса они находят другие причины, побуждающие к добру, выходящие за пределы нравственного чувства. Если существуют легитимные, рациональные доводы в пользу нравственных поступков, то они могут поступать нравственно, преследуя при этом свои прагматичные цели, а не полагаясь на свой сильно притупленный, если и не совсем отсутствующий нравственный инстинкт. Правда, если нет разумных оснований для нравственного выбора, то никаких дилемм перед ними не стоит. Более того - как только они оказываются вне досягаемости авторитетных для них личностей, требующих хорошего поведения, их список обязательных к соблюдению правил сразу существенно укорачивается.
В общем, вроде люди, а вроде и не совсем... Почти как те самые Дамы и Господа Пратчетта - ну, не прямо один в один, но близко - очень любят разные игры, только весело им, а не вам)))
Однако, тем не менее, не все так плохо.
Многие из них вполне социально адаптированы, интеллигентны, воспитаны и имеют стабильную работу. Они бесстрашны, уверены в себе, харизматичны и целеустремленны. Пусть криминальное мышление для них естественно, далеко не все они совершают серьезные правонарушения. И еще реже попадаются. Ибо, если и совершают, преступления свои продумывают и тщательно планируют заранее, сохраняя эмоции под контролем. И хотя жажда месть им далеко не чужда, хотя за ними часто остается череда разрушенных жизней, разбитых сердец и пустых кошельков, как правило, их целью не является причинение зла другим, а лишь извлечение выгоды для себя. Хищник не сражается - он обедает.
И, как дикие звери, - внезапно! - некоторые из них все же вполне способны к эмпатии, эмоциональной привязанности и даже к любви - в определённых обстоятельствах и по отношению к отдельным людям. В совсем подходящей компании у них местами даже совесть прорезается))) Это, правда, не означает, что они не будут пытаться лгать объектам своих чувств или манипулировать ими.
Таким вот образом...
Мне, честно говоря, сложно представить, как и чем Стив сумел "приручить" Баки, но факт остается фактом:
Если выдрать из Баки Стива и в образовавшейся дыре затолкать Гидру, то на выходе мы получаем Зимнего Солдата.
А если Стива просто не будет рядом, то получаем снайпера - из тех, кто искренне верит, что война не олимпийские игры, а солдат должен быть аполитичным.
И в любом случае, ему будет стыдно - в какой-то мере и определенных условиях - за то, что его руки в крови лишь перед и рядом со Стивом.
Получается, Стив - совесть, мораль и этика Баки - не фигурально, а буквально. Практически, как Один и Фригг для Локи - казалось бы, все так и должно быть - отцовское и материнское Супер-Эго, все дела... вот только так-так, да не так))) Ибо Супер-Эго так и не сформировалось - т.е. мать и отец хоть и являются сдерживающими факторами, но по большому счету сугубо внешними и весьма формальными. Хотя... возможно, Фригг для Локи все же значимее - эмоционально, как и Тор, который однако так и не стал в его глазах авторитетом - не в достаточной степени.
По ходу, Локи и Баки - товарищи по несчастью архетипу. Как и по расстройству личности. Разница лишь в том, кто ждал их на выходе из Бездны.
Локи - Тор...
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами - хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя!
Вот только этого мало.
Баки - Стив...
Light is the left hand of darkness
and darkness the right hand of light.
Two are one, life and death, lying
together like lovers in kemmer,
like hands joined together,
like the end and the way.
И этого достаточно.
И к слову - в этом контексте Левая Рука Баки - Зимнего Солдата тоже весьма символична)))
Как-то так.
ИМХО